суббота, 18 февраля 2012 г.

Дмитрий Быков: я записываю за детьми мудрые мысли.



Известный писатель, поэт и журналист уверен, что подрастающее поколение – совсем не потерянное. Наоборот, взрослым стоит прислушиваться к тому, что говорят их дети. Эти и другие свои размышления  Дмитрий Быков озвучил 18 февраля на встрече с читателями в «Александрийской библиотеке» книжного магазина «Плиний старший». 
Увидев зал, полный почитателей его талантов, Дмитрий Львович искренне изумился:  «Я очень боялся, что  утром в субботу придёт три человека».  И тем приятнее гостю было ошибиться в своих предположениях, что он давно приезжает в Новосибирск как к себе домой: наш город – малая родина супруги Быкова, с которой писатель познакомился ещё в то время, когда та была юной студенткой.
- Красивая ли она? Как вам сказать… Я лучше, - кокетничал писатель, рассказывая о своей второй половинке. – Невысокая, курносая, терпеливая. Она удивительно спокойно относится к температуре -30 в Москве и считает, что живёт,  чуть ли не на курорте. Меня даже иногда раздражает её спокойствие, но такой, видимо, человек и должен быть рядом с темпераментным мной. И я не жалею, что женился на женщине с суровым сибирским прошлым, с сибирским характером, с любовью к тяжелой сибирской пище.
Не обошли вниманием и педагогическую работу Дмитрия Львовича.
- Школа – моё отдохновение, - признался писатель. – Я выхожу после занятий с детьми – и сам ещё некоторое время остаюсь 16-летним. Это взрослые заняты низменными проблемами: где заработать денег, как трудоустроиться, - а детей волнуют проблемы мирового масштаба: любовь, отношения, смысл жизни.  И порой дети говорят такие изумительные вещи, что я записываю за ними и цитирую. Например: «Трагедия Ахматовой в том, что она хотела получать от мужчины то же удовольствие, что и от литературы. А это невозможно».
У меня чёткие принципы: я не готовлю детей к ЕГЭ, это совершенно не годится в литературе. К тому же у нас частная школа, для трудных детей трудных родителей, и я знаю: эти дети или поступят в вуз, или их поступят, или им это совершенно не нужно. Я даю своим школьникам задания «закончите роман «Преступление и наказания», «спрогнозируйте, что будет с героями «Вишнёвого сада » в  1917 году», а вопросы типа «сколько в этом тексте метафор: а) 4, б) 5» - это глупо. 
Но, несмотря на интерес к личной и общественной жизни писателя, самыми острыми, волнующими всех вопросами оказались вопросы политики. По отношению к действующей власти Быков держал умеренно-оппозиционерскую позицию.
- Путин может войти в историю как человек, который сделал много хорошего для России, но демьянова уха приедается.  Дайте уже «порулить» другим! 
Немало вопросов задали новосибирцы о творчестве Быкова и о литературе в целом. 
- Мои любимые авторы – Александр Житинский и Трумэн Капоте. И я хотел бы быть таким писателем,  как они. Если же говорить о своём  творчестве, то я ни от одной книги не получал такого наслаждения, как от «Орфографии». Я дописывал её последние строки в «Артеке», вокруг сидели вожатые в ожидании банкета в честь завершения книги, разливали водку… И потом я шёл в гостиницу, пошатываясь, и это был единственный случай, когда я ненадолго почувствовал себя литератором. «По дороге наступил на кактус» – но всё равно был безумно счастлив!
Напоследок Дмитрий Львович прочитал три стихотворения из новой, ещё не опубликованной книги «Блаженство». Новосибирцы приняли их благодарными аплодисментами. 
материал подготовила Светлана Сысоева

Комментариев нет: