суббота, 13 сентября 2008 г.

Давайте подумаем

Вот пришел такой комментарий (я его перенес из предыдущего поста, чтобы было видно).
Егор пишет...
Простите, что не по теме... Просто наболело. Как хороша была задумка BookLook - и как она на наших глазах проваливается. Почему вместо "книжного роксити" (как обещали) я захожу в "топкнигу с низкими ценами"? Чем Буклук отличается (принципиально) отлюбого книгомира - если отвлечься от хорошей (правда-правда, спасибо вам за неё!) музыки, диванчиков и адекватных продавцов? Те же жёлтые "лидеры продаж", такие же обозначения разделов... Приклеенные на вывеску с красивым логотипом разноцветные буковки "недорогие учебники" - это, простите, просто верх пошлости.Уважаемый, дорогой наш Михаил (простите, не знаю отчества), доведите задумки до конца, подарите нам тот магазин, о котором вы говорили, о котором мы (я-то уж точно) мечтали, который отличался бы!Честное слово, я лично буду вам безумно благодарен.P.S. В любом случае, спасибо вам за то, что вы делаете.
13 Сентябрь 2008 г. 4:14

Давайте я попробую начать. Отличаться Book-Look должен по 4 основным критериям: 1) ассортимент - отличный от ТК, 2) обстановка - удобная и не напрягает, 3) продавцы - знают и помогают, 4) цены - чтобы не было желания кинуть книжку в лицо неповинному кассиру. Надеюсь, что по большинству пунктов отличие есть.
У меня были мысли на тему "надо ли продавать в магазине Book-Look школьные учебники?" Многолетняя практика показывала, что в сезон конца августа-начала сентября продажи сильно взлетают именно из-за школьного сезона. Все люди покупают хлеб, молоко, туалетную бумагу (и даже ею, страшно сказать, пользуются), и другие предметы "по необходимости". У многих покупателей и поклонников магазина есть дети (или младшие братья-сестры), которым конкретно в это время позарез нужны учебники, рабочие тетради, решебники, тетрадки, ручки (не по 200 рублей). Мне кажется, что было бы правильнее, если бы люди заходили в наш магазин за учебниками и заодно находили бы что-то еще интересное, чем тратили деньги в магазине НК=ТК по соседству. В любом случае, в магазин зайдут новые люди, и кому-то это понравится и дальше.
Кроме того, Book-Look - это все-таки и магазин для специалистов. В том числе для педагогов, и наличие учебно-методической литературы (в том числе и школьной) просто является обязательным.
Наверное, "недорогие учебники" разноцветными буковками - не самое правильное воплощение идеи, постараемся в следующий раз сделать лучше.
Касательно лидеров продаж, зон продвижения и др. Обычно цель у таких зон самая утилитарная - выставить туда книжки, которые либо заранее назначены "бестселлерами", либо реально продаются в магазине лучше других. Предполагается, что таким образом лучше обращается внимание на то, что "вот новый Лукьяненко". И, действительно, продается от этого данной книги больше.
Изначально хотелось поставить 3 стола под "зоны продвижения" и озаглавить их: 1) "то, что продается у нас лучше всего", 2) "то, за что заплатили издатели, чтобы это лежало на зоне продвижения", 3) "то, что особо необычно или нам нравится самим". Пункт 3) мы пытаемся реализовать на островах, которые идут сразу слева по первому проходу - там стоят "Снежный ком", ОГИ, НЛО, Кислород и Гаятри, и разное другое. Издатели платят мало, поэтому оба стола мы заняли под новинки (в основном, художественной литературы), которых пришло достаточно много либо под то, что действительно продается у нас в большом количестве, и люди это могли быстрее найти. Тот факт, что и у нас, и в Книгомирах, могут продаваться хорошо одни и те же книги (по крайней мере, некоторые) - реальность. Хотя совпадать не хочется. У нас есть достаточно серьезное отличие в том, что неплохо продается литература по искусству, туризму, альбомы большого формата, психология, медицина и философия, но на полках они выглядят, вроде, более к месту, чем вынесенные на некую "зону".
Если тема интересна, прошу совета:
1) Должен ли Book-Look продавать школьные учебники?
2) Какие книги должны находиться на "специально выделенных зонах", и как эти зоны могут быть оформлены?
3) Каким образом еще можно показать несколько тысяч интереснейших книг, которые не возит ТК, при том, что "лицом" все не поставишь - места золотые?
4) Что еще интересного бы такого сделать?

24 комментария:

Михаил комментирует...

Здравствуйте, Михаил! (Кстати, мы с Вами полные тёзки.)

Вы затронули интересную тему… во всяком случае, мне, как постоянному посетителю и покупателю Ваших магазинов, она очень интересна. Давайте, действительно, подумаем.

Знаете, Ваш корреспондент Егор во многом прав. При наблюдении за эволюцией «Бук-Лука» и «Плиния», я как-то пришёл к мнению, что Вы сейчас находитесь в положении, очень схожем с той ситуацией, в кою попал слон-живописец из известной басни. :) Возможно, я и ошибаюсь, но всё же не могу не согласиться с Егором в том, что магазины попсеют.

Дабы проиллюстрировать этот тезис, расскажу Вам о трёх своих самых неприятных впечатлениях от «Бук-Лука». Все они случились летом. Первое — это когда я где-то совсем рядом со входом наткнулся на президентские портреты, «труды» действующих «политиков» и тому подобную пустышку. Потом к этому добавились всевозможные гламуры от тиноканделак и ксенособчаков… ну, Вы поняли, о чём я. Послушайте, ну очень трудно верить в желание владельца магазина сделать своё детище своеобразным, когда на полках стоит такой вот мусор, которым завалены буквально все ларьки в метро! Вы хотите заполучить свою — именно свою — аудиторию? Ну так вам неизбежно придётся ради этого отказаться от какой-то части покупателей, которые сформируют аудиторию чужую.

Второе… Вы, наверно, сейчас будете смеяться. Мне как-то понадобился очередной блокнот для черновых заметок, чтобы постоянно валялся под рукой рядом с ноутбуком. Так я, едучи домой на метро, специально вышел в центре — ну, думаю, и по магазину погуляю, и блокнот куплю. Погулял. А блокнот не купил. Потому как всё, доступное в отделе канцтоваров, стоило под триста рублей. Что примерно в десять раз дороже того, сколько я предполагал на это потратить (и потратил в другом магазине). Так что говоря о «позарез нужных» товарах «не по 200 рублей», Вы, извините, сильно лукавите.

Третье моё самое неприятное впечатление случилось, когда Вы здесь же, на этом блоге, отрапортовали о поступлении в продажу «Конкурентов» Лукьяненко — вот, у «Топ-Книги» нету, а у нас уже есть! Михаил, если Вы в профиле указали среди своих интересов фантастику, а среди своих любимых книг Стругацких — Вы не можете не знать, что у настоящих ценителей фантастики «вот новый Лукьяненко» считается полнейшим моветоном и галимой попснёй. Я понимаю, что прибыль. Я понимаю, что Вы можете быть связаны определёнными отношениями с издателями, о которых даже не вправе рассказывать. Я понимаю, что опережение конкурентов. Но и Вы поймите, что такие шаги просто не могут не восприниматься, как опопсение…

Теперь позвольте ещё один камушек в Ваш огород. Сейчас я прицеплюсь к тезису о продавцах. Вы знаете — да. В «Бук-Луке» и на втором этаже «Плиния» у Вас работают очень хорошие продавцы. Но первый этаж «Плиния» лично я проскакиваю как можно быстрее, и на данный момент ничто не заставит меня там задержаться. Вы знаете, сколько раз там во время моих визитов орало что-то раммштайно-подобное, совершенно не располагающее к изучению ассортимента? А как работающие там молодые люди общаются матом по мобильнику, перекрикивая эту какофонию — слышали? Если это и есть продавцы, которые «знают и помогают»… ну, извините.

Теперь похвалю. :) Лично для меня главное преимущество Ваших магазинов перед «Топ-Книговскими» — это даже не цены, и не атмосфера, и не продавцы (хотя всё это тоже), а ассортимент специальной литературы. Я преподаю математику в НГТУ, и пока что здесь «Бук-Лук» с «Плинием» вне всякой конкуренции. Пока в данном направлении Вы продолжаете нынешнюю политику — невзирая ни на что, меня и моих коллег Вы как покупателей не потеряете, поверьте. :)

Однако тут же и попеняю. :) Увы, ассортимент популярной и детской литературы по физике и математике оставляет желать сильно лучшего. И смех, и грех — однажды мне по базе данных обнаружили «Математические новеллы» Мартина Гарднера, так её искал на полках чуть не весь магазин. И таки не нашли, хотя от отчаяния пытались искать аж в детективном отделе. :) Кстати, если понадобится совет в данную тему — всегда можете на меня рассчитывать: это, как-никак, имеет самое непосредственное отношение к моей работе…

Теперь по поводу четырёх заданных Вами вопросов.

Первое. «Должен ли Book-Look продавать школьные учебники?»

Лукавите, Михаил. Если здесь сейчас пятьдесят человек скажут хором «нет!» и ни один «да!» — что, учебники исчезнут из продажи? Все прекрасно понимают, какой это лакомый кусочек для книготорговца. Отвечу так: постарайтесь хотя бы минимизировать продажу учебников вне июльско-августовского сезона. Заодно и место для множества интересных книг появится.

Второе. «Какие книги должны находиться на "специально выделенных зонах", и как эти зоны могут быть оформлены?»

На это дам негативный ответ: там точно НЕ ДОЛЖНА находиться попса типа уже упомянутого мной. Ибо сильно портит впечатление.

Третье. «Каким образом еще можно показать несколько тысяч интереснейших книг, которые не возит ТК, при том, что "лицом" все не поставишь - места золотые?»

А кто мешает перенять опыт организации «выставок» подобно тому, как это делают библиотеки? Близится годовщина интересного события или день рождения интересного человека — выставить сответствующую подборку книг, но с обязательным добавлением информационных материалов в тему. И чтоб продавцы могли про это хоть кратенько рассказать. Или вообще без привязки к датам объявлять «недели того-то». Например, книги писателя Имярек на русском и в оригинале (если есть), биография, несколько хороших аннотаций для заинтересования потенциальных читатей, и здесь же подборка книг типа «если вам нравится автор Имярек, то обратите внимание и на эти книги». Чем не идея? На это, конечно, какой-то штатный аналитик нужен…

Четвёртое. «Что еще интересного бы такого сделать?»

Я несколько недель назад уже подавал голос в тему настольных игр. Вы уже сейчас предлагаете очень хороший ассортимент по хорошей цене — ну так развивайте ж дальше! Позволю себе скромно и ненавязчиво напомнить Ваш тогдашний ответ о продажах Magic the Gathering с сентября… ;)

И вот ещё совет от покупателя. Он, правда, не подходит под категорию «сделать интересного», зато легко реализуем, совершенно незатратен и реально позволит улучшить впечатление от магазинов. Даже не совет, а буквально крик души: послушайте, ну сделайте же так, чтобы ценники со штрих-кодом не лепились на внешнюю сторону переплётов!!! Книги сразу станет гораздо приятнее брать в руки!

Вот вроде и всё. Наверняка довольно сумбурно… но, надеюсь, Вам это было интересно. Если что, я легко доставаем: michael.balandin@gmail.com

Желаю удачи!

dothedge комментирует...

Прошу прощения, не имею достаточно времени для того, чтобы ознакомиться с комментарием - посему комментирую собственно пост.

В первую очередь - огромное спасибо за то, что охотно вступаете в диалог. Я и не сомневался, что не буду проигнорирован - но всё равно приятно, чёрт побери.

насчёт пунктов 2-4 никаких вопросов, всё замечательно. А вот по поводу ассортимента...
Да, много, очень много интересных книг, за "Гаятри" особое спасибо. Но тут же - полтора стеллажа сентиментальщины тошнотворной (не говоря о той, что можно терпеть - я про эти "шармы" эт цетера), огромное количество палп-фикшна типа Корецкого, (анти)гламурные романы, про Шилову вообще умолчу - лучше бы уж донцову продавали... Я всё прекрасно понимаю, пипл хавает, это продаётся для того, чтобы была возможность продавать интересное... Но всё же текущее соотношение обескураживает. ИМХО.

Моё мнение по вопросам.

1) Учебники - нужны. Это прибыль (а я любимому магазину желаю только процветания) - и они не нервируют подобно описанному выше хламу (имхо, напомню).

2) Зоны сами по себе - хорошая вещь. Но мне чудится, что они, эмм, несколько переполнены. Раза в полтора почистить бы - самое то.

3) Идея с потолка - но что насчёт, к примеру, "книги дня" или чего-нибудь в этом роде? Увы, не знаю, насколько это реализуемо. Лично мне интересные книги часто подсказывают консультанты - за что им спасибо=)

4) Покумекаем-покумекаем.

Ещё раз спасибо Вам за то, что вы делаете. Хочется только пожелать чуть больше... смелости, что ли?=)

dothedge комментирует...

Прочитал комментарий - и поразился, насколько схожи мысли!

Есть, правда и отличия - но не принципиальные. К примеру Лукьяненко... Ну да, он простоват и всё такое - но он кажется небожителем, пока на зонах наблюдаются жуткие книги вроде "Сердца России" (не уверен в названии, но думаю, вы поняли). Это ни в какие ворота.

И по пункту четыре - да, да и ещё раз да! Двустороннего акунина, с одной стороны которого штрих чуть ли не на глазу у писателя, оссобенно жаль.

Михаил Трифонов комментирует...

Здесь я отвечаю в основном на комментарии тезки Михаила.
Полезные штуки насчет тематических выставок и продавца медиа в «Плинии» (который уже у нас не работает, а аудио и видеоряд должны измениться) я понял и принимаю. Про канцтовары – здесь разговор особый и отдельный, начиная от того, должна ли она вообще быть представленной объемом более 5 м2 и если да, то какая именно. В любом случае, в канцтоварах я не считаю себя специалистом, мне просто нравятся блокноты Moleskine и тетради Oxford (хотя ни того ни другого я себе не купил, так как пишу либо в компьютере, либо на листочках с последующим их выбрасыванием).
Более интересным для дискуссии представляется вопрос про гламур и попсню. Дело в том, что я не согласен со многим категоричными суждениями на данную тему. Если послушать 10-20 человек, и объединить их мнения, то в попсню попадут: Лукьяненко, Головачев, Коэльо, Мураками, Зюскинд, Семенова, Перумов, Уэльбек, Бегбедер, Вербер и т.д. То есть возникает примерно такой критерий: попсня – это то, что известно, хорошо продается и уже не несет на себе печать новизны. Мне кажется, что это неправильный подход, и в своем магазине я все же хотел бы представить свою точку зрения на то, какие авторы должны быть, в том числе и «на виду».
Я абсолютно не согласен с тем, что «у настоящих ценителей фантастики» Лукьяненко – моветон. Я – ценитель и знаток фантастики со школьных времен, посещал разные «Аэлиты», организовывал в Новосибирске два КЛФ, имею дома несколько тысяч книг фантастики, и 80% тех книг, которые читаю (а читаю я 3-4 книги в неделю) – фантастика. Мне нравятся книги Лукьяненко. Да, «Конкуренты» - это не «Спектр» или «Осенние визиты», но это не повод, чтобы называть его творчество попсней. Мне нравятся такие разные авторы как Рыбаков (включая Ван Зайчика и «Звезду Полынь»), Лазарчук (кроме последних вещей), Громов, Пехов, Успенский, Бенедиктов, Папсуев, и даже Василия Васильевича Головачева я регулярно читаю в самолете или в тех местах, где трудно сосредоточиться.
Когда-то я задал одному литературному критику вопрос, почему «По направлению к Свану» Пруста лучше, чем «Команда Бешеного» Доценко. Получил в ответ пространную речь и некоторое количество слюны. Правда, как выяснилось, критик Пруста не читал (это, в общем-то, само по себе не грех) и Доценко (естественно) - тоже. А я вот читал обоих, и не умер от этого. В обоих есть свой прикол.
Поэтому, если речь идет об авторах художественной литературы – я буду исходить из точки зрения, что все, о ком говорят – в магазине быть должны. Но отличие магазина создается вообще не этим, а тем, что в нем есть КРОМЕ ТОГО еще авторы и книги, о которых не говорят, а я считаю их заслуживающими их внимания. И эти книги, эти авторы, действительно имеют право на лучшую представленность, выкладку, продвижение и все то, что создает направленный интерес.
Про Канделаки. Возможно, это попсня. Но что получается. Издательство делает детскую энциклопедию. Нормальную энциклопедию, не хуже других, про зверей, рыбок, птичек и т.д. И на обложку наносится эта самая Канделаки – чтобы книга лучше продавалась, ибо книга должна чем-то выделиться до того, как ее возьмут в руки. Ведь от наличия Канделаки детская энциклопедия хуже не стала. Или стала?
Я оставлю пока эти вопросы открытыми, чтобы дискуссия продолжалась.
И в заключение про наклейки на книгах – мы стараемся все клеить на внутренней стороне обложки (переплета). Но некоторые издательства присылают нам книги уже с наклейками. Нам это выгодно, чтобы экономить силы и ресурсы при предпродажной подготовке. Их уже тяжелей переучить – стандартная технология, возможно, даже, частично автоматизированная. Будем пробовать.

Анонимный комментирует...

Добрый вечер!
Спасибо за магазин: был сегодня в "Плинии". Прежде всего, очень хорошее название (я, например, по обратной причине боюсь заходить в "Лас-Книгас"), оформление с латинскими сентенциями и сама обстановка.
Ассортимент тоже понравился, очень хороший выбор классической литературы, в полном составе любимый "Золотой фонд мировой классики", правда, все равно дорого (некоторые книги по 625), в "Букве" в этом плане дешевле, по крайней мере было, как сейчас - не знаю.
Шикарный выбор литературы на английском, вплоть до переводов русских классиков - прекрасно. Разделу уделили много места, расставили книги по алфавиту - все очень продумано, не говоря о коллекционных изданиях, вроде "Шерлока Холмса" огромного формата. Надеюсь, что другие языки вы тоже не обделите, а то несколько книг на немецком, французском - явно мало.
Научную литературу хвалят, но, скажем, по филологии выбор как-то не очень, на уровне "Топ-книги", в СДК даже больше. Хотелось бы видеть литературу от издательства URSS по нормальным ценам (не по >500, как известно где), от НЛО, например.
Очень удивился стенду с толстыми журналами (такого я нигде еще не встречал), наличию словаря Дворецкого (его, кажется, больше купить нигде нельзя) и сборнику Бродского на кассе в разделе рекомендуемых покупок.
По поводу всякой ерунды в мягких обложках и горе-фантастики. Пока есть множество самых разнообразных, интересных книг иного рода, лично мне присутствие детективов и прочего будет безразлично - все равно я быстро прохожу эти ряды и иду туда, куда мне надо.
Спасибо еще раз за "Плиния", продолжайте наполнять и улучшать свои магазины.

Анонимный комментирует...

Впервые сегодня побывал в Плинии: впечатления отличные!
По поводу "зон" - считаю что это вполне нормально: я в магазин захожу не на эти зоны смотреть, а искать то, чего нигде найти не могу.
Пока мне понравилось всё.
Выжигатели по дереву, детские конструкторы из дерева вызвали прилив детских эмоций, воспоминаний и ностальгии! И за это отдельное спасибо!!


Есть предложение очень простое: пожалуйста, сделайте консультантов узнаваемыми! Бейджики - это хорошо, но со спины бейджик не видно :) Предлагаю ввести какие-то яркие отличительные знаки - яркая жилетка или яркий платок на шее, или яркий галстук. То есть что-то по чему можно сразу понять, что этот человек - консультант!

daobao комментирует...

Добрый день, Михаил
На мой взгляд.
Во многом виден подход специалиста ассортиментщика, а не владельца и генерального управляющего. И нет маркетинга.

Михаил Трифонов комментирует...

Уважаемый daobao, а можно поподробнее?
Если неудобно, можно в личку

dothedge комментирует...

Насчёт попсы - полностью с вами, Михаил, согласен. Популярность сама по себе не хороша и не плоха. И мнение даже орды разъярённых лукьяненконенавистников не обязательно является истиной в последней инстанции. Так что не будем столь категоричны.

Что до меня лично - после того, как я познакомился с ассортиментом BL (не говоря о ценах), у меня пропало всякое желание даже заглядывать в другие магазины. Немного коробит разве что количество дамских романов с цветочками на обложках - но это уж дело вкуса.

А изначально я имел в виду вопрос скорее не ассортимента,а атмосферы, общей концепции. Конечно, продавцы у вас куда дружелюбнее в сравнении с ТК (да и не в сравнении - молодцы), музыка (я про BL) чудесна - и всё же... Будто чего-то недопели. Может, лучше организовать магазин нельзя и это оптимальный вариант. Возможно, я ожидал чего-то большего - не чего-то конкретного, а того, что зайду и ахну. Не ахнул. Впечатление сродни последним книгам того же Лукьяненко - ждёшь чего-то невероятного, а получаешь мастерскую, на голову (а то и две) выше общего уровня, но не потрясающую книгу.

Вот получается, что сам не знаю, чего хочу. Наверное, просто не стоило подходить к магазину с такими завышенными ожиданиями. Ну что ж, Москва не сразу строилась. Главное - совершенствуя и доводя до блеска Плиний и будущие (будут ведь?) магазины, не забудьте и про первый. А то получается он таким забытым старшим ребёнком, которого вроде и кормят, и по головке порой гладят - а всё внимание всё равно младшеньким.

Михаил комментирует...

Михаил, примите ещё один мелкий совет. :) Повесьте в «Плинии» рядом с кулером бумажку «Вода для наших посетителей» или что-то типа того. Сегодня я наблюдал, как женщина с ребёнком громким шёпотом обсуждали, можно ли здесь попить. :) Показал им пример, попивши сам — но случай не исключительный, я такое по всяким магазинам уже несколько раз видел… :)

Михаил Трифонов комментирует...

to DAHL - спасибо, это важная мелочь

peterschabalin комментирует...

Здравствуйте, Михаил! В свете истории с бестселлерами, можо провести забавный эксперимент,если выложить на полку для бестселлеров что нибудь другое, что не так раскручено, поднимутся ли продажи этих наименований?

По канцелярию. Она безбожно дорога и к несчастью не самого лучшего качества. Те же самые блокноты можно делать по спецзаказу для магазинов и брэндировать их. Мороки чуть больше, зато масса забавных вытекающих последствий и себестоимость копеечная. Вот Лебедев, нарубил миллиметровки и продает ее по цене самолета за пачку, А недорогие карманные блокнотики будут уходить сотнями.

Как дизайнер и читатель я против специально выделенных зон для книг, потому что по идее любая книга имеет право быть проданной. Не стоит акцентировать внимание на нескольких наименованиях в ущерб другим.

Про учебники. Все учебники в рамках класса должны быть одинаковы. Следовательно их стоит держать на складе, а выставлять по одному экземпляру. Надо - принесли со склада еще один. Обычно родители ходят со списком учебников, ктороые нужны, напишите объявление, о том, что продавцы соберут нужный комплект и дело с концом.
Удачи.

Анонимный комментирует...

По существу вопросов:
1) Вот честно, не хотелось бы видеть учебную литературу в BookLook - это касается и школьных учебников, и учебных пособий для студентов. Просто хорошие книги по маркетингу, например - очень бы хотелось, но книженцию вроде "Маркетинг. Учебное пособие для студентов вузов" - боже упаси. От такого пособия никому пользы не будет, даже самим студентам вузов. Говорю с такой уверенностью, потому что сама недавно была студенткой.

2). Новинки. Все подряд - и художественные, и деловые и может быть, даже канцтовары. Главное, чтобы новинка была стоящей. "Лидеров продаж" лучше выделять непосредственно на полках.

3). На каждой полке можно написать, что представлен не весь ассортимент.
Очень не хватает хорошего поиска по книгам. Я нашла в BookLook поисковый дисплей (или как его называть правильно?), но абсолютно случайно. Не совсем поняла, как там происходит поиск - по поисковому запросу выдавалось довольно много "левых" книг.
Очень не хватает если не интернет-магазина, то хотя бы он-лайн каталога книг Аристотеля.

4) Можно где-то возле входа повесить "карту" с указанием отделов, где какие книги искать. Или в торговом зале указатели "Деловая литература" - и стрелка. И полки подписать покрупнее тоже не мешало бы.

dothedge комментирует...

По поводу Шиловой сотоварищи вот что подумалось... Музыка у вас разнообразная - трип-хоп, джаз, старые блюзы, саундтреки... Но ведь никому не приходит в голову включить, скажем, катю огонёк или михаила круга - хотя наверняка это расширило бы аудиторию магазина. Это называется совестью и чувством меры. Но это же чувство меры позволяет заполнять полки и стеллажи цветастыми дамскими покетбуками, которые по всему миру продаются в супермаркетах между шоколадками и чупа-чупсами. При этом очевидно, что под антологии вроде "мировой классики" места катастрофически не хватает. Неужели это настолько внушительная часть прибыли, что эти книжки никак нельзя не то что убрать, но хотя бы уменьшить их количество?

Михаил Трифонов комментирует...

Для меня разница между шансоном и женскими покетбуками существует: шансон меня лично просто раздражает (хотя это может быть просто моя особенность), а к женским покетам я отношусь примерно так же, как к розовым мобильникам, журналу "Космополитэн" или к незнанию разницы между Прустом и Доценко - то есть с некоторым умилением и снисхождением. Как говорил Аркадий Стругацкий, женщины знают что-то, чего не знаем мы - люди.

dothedge комментирует...

Аргумент принимаю, согласен целиком и полностью. Сформулирую по-другому: меня не столько раздражает наличие женских романов, сколько коробит мыслишка о том, что на этом стеллаже можно было бы поставить ещё много-много интересных книжек, которым, что очевидно, кажется, любому, на имеющихся полках ужасно тесно.

Михаил Трифонов комментирует...

Я согласен с тем, что есть полки, которые не приносят ни ума ни фантазии, или, выражаясь точнее, не денег, ни интереса. Для этого есть такая штука, как анализ продаж с погонного метра (с учетом сезонности) с поправкой на соответствие данных полок формату. Через месяц с небольшим магазину исполнится полгода, у него будет уже показательная статистика и можно будет начать ужимать те тематики, которые безденежные и скучные и расширять то, что приносит деньги и интерес.
Если женские покеты хорошо продаются, рассматривайте их как рекламу во время хорошего фильма - повод сделать маленький перерыв.

dothedge комментирует...

Если они хорошо продаются - нехай живут, бэзусловно.

dothedge комментирует...

По поводу, кстати, шансона. Как я понимаю, ваше личное отношение к той или иной литературе не определяюще, но влияет (иначе почему нет донцовой)? Если так, то хотелось бы узнать о вашем отношении к отечественным детективам. Не к ироническим - пускай их, не к Акунину и ещё некоторым людям похожего плана. А к томам типа "Я - вор в законе".

Михаил Трифонов комментирует...

К книгам типа "Я - вор в законе" отношение такое же, как к шансону. Но здесь, как говорится, "не дошли руки сразу убрать"

dothedge комментирует...

А в перспективе? Или они действительно хорошо покупаются?
Я о том, что у магазина ведь есть своя целевая аудитория, пускай и довольно широкая, и если я легко себе представляю, как представитель целевой аудитории приводит с собой любимую маму/бабушку/супругу, покупающую любовные романы, то аудитория воровских эпосов, как мне кажется, с вашей аудиторией даже не очень соприкасается (если не так - поправьте меня. Я прикидываю, не имея конкретных цифр и сведений). А они занимают много места, которое и так на вес золота.

Анонимный комментирует...

Здравствуйте, Михаил Юрьевич.

По поводу основной темы, я на вашем сайте прочла «Сделай так, чтобы любая книга на русском языке смогла найти своего читателя». Любая — значит и учебник, и Лукьяненко, и, прости Господи, Шилова. Вопрос о попсовости при этом не встает: вкусы у всех разные, а наличие продаваемых книг в том числе — не попса, а ассортимент;). В этом-то и вся прелесть: если в других магазинах читатель бестселлеров есть король и бог, то тут все равны; и это правильно. Кроме того, лучше любых комментариев говорят продажи.

А вообще, я хотела помечтать немного о том, чему бы я была страшно рада, не факт, конечно, что это нужно кому-то еще:
1. ...глянцевым журналам о книгах: «Вопросы литературы» - это вдвойне здорово, но не всем интересно, а вот первого номера «Что читать?» я так и не увидела. Может, просто не застала?
2. ...столику для упаковки покупок рядом со шкафчиками.
3. ...сайту, который помимо прочего рассказывал бы мне о книгах, выходящих в ближайшее время (заблаговременно то есть), и уведомлял по почте о поступлении их продажу, если я отметила их как интересные.
4. ...интеграции этого сайта с книжными социальными сетями, например, imhoclub.ru. Я бы нашептала, как меня там зовут, а сайт, по-дружески вытягивая оттуда мою статистику, говорил бы, что в Плинии лично для меня есть вкусного. Вдруг я не заметила?
5. ...кафе. Я жду его с нетерпением, только не говорите, что его не будет — вы разобьете мне сердце!
6. ...книжным аксессуарам. За BOOKCARE — спасибо (с каким бы праздником себя поздравить?), а как на счет закладок, к примеру? Для фетишистов :)

Анонимный комментирует...

К вопросу о зонах продвижения. Сегодня к сожалению, насмотревшись билбордов и непонятных телепередач, человек читающий может быть несколько дезориентирован по поводу качества современной русской литературы. Мол, гламурище и ироническая макулатура. Вы — еще одно спасибо — иных авторов хорошо в магазинах представляете, Иванова и Быкова я, кажется, даже в лидерах продаж видела. Так вот чем современная русская литература — негламурная и небилбордная — не тема для зоны продвижения?
Вот опять же показать много книг лицом можно и на сайте посредством генератора «случайной книги».

dothedge комментирует...

Кстати, о сайте, да. Когда же он будет? И насколько он будет интерактивен?

И ещё. Я долго и много восхищался музыкой, но давно её не слышу. Ибо вместо неё круглодневно проигрываются фильмы. И ладно бы с ним, да вот только репертуар телевизора - ужастики да мультик про бурундуков. Я не претендую, конечно, на звание "Мистер Безупречный Вкус", но больше магазину пошло бы интеллектуальное кино (только ни боже мой не артхаус) да киноклассика вроде братьев Маркс, фильмов с Хепберн или кино 20-30х годов (кои в ассортименте наблюдаются).

Ну и музыку хотелось бы назад. Катастрофически приятно было выбирать книги под Portishead.


А в остальном, кстати, магазин всё лучше и лучше и лучше. По крайней мере, в первом зале уже порядок, близкий к идеальному (не очень близкий, но всё же). Особенно по сравнению с Лас-Книгасом, где места много, а расставлены книги чудовищно. Я всё больше люблю ваш магазин=)

P.S. Михаил Юрьевич, читали ли вы книгу Ричарда Брэнсона "К чёрту всё, берись и делай" (или его же автобиографию "Теряя невинность")? Почти уверен, что да, но если всё же нет - обязательно прочитайте. Мне почему-то думается, что от этого магазины ваши станут ещё лучше.