понедельник, 14 июня 2010 г.

Выходная колонка директора, выпуск 1 (14.06.10)


Прошло 2 года с того момента, как в Новосибирске появились магазины компании «Аристотель». А именно: 4 мая 2008 года открылся «BOOK-LOOK» в подвале на Красном проспекте 29, 25 июня – «Плиний Старший» на Красном проспекте 17.
У меня было собственное представление о том, какие должны быть мои книжные магазины. Идеи, концепции, фишки. Все это сталкивалось с реальностью, что-то удавалось, что-то нет, что-то получались совсем не так, как думалось (причем иногда лучше, иногда хуже). Многие вещи видны посетителям и покупателям, многие – только сотрудникам внутри.
За 2 года изменилась ситуация в экономике, изменилось поведение людей, изменилась конкурентная ситуация. Возможно, должны меняться и магазины.
Нужно подвести предварительные итоги и понять, куда и для кого двигаться дальше.
В преддверии отпуска я запускаю эту тему (этот пост) и очень хочу, чтобы были вопросы и ответы. При этом я честно говорю, что: 1) я читаю все, что пишут о «Бук-Луках» и «Плиниях», 2) я не делаю всего того, что хотят те, кто пишет. Я делаю только то, что одновременно хотите и Вы, и при этом: а) хочу и б) могу - я.
Итак,
Предварительный результат: открыто 3 магазина «BOOK-LOOK» в Новосибирске (Красный 29/1 в центре, ТЦ «МетроМаркет» на Маркса и в переходе ТЦ в Академе), «Плиний Старший» на Красном 17, «Плиний Младший» в Новокузнецке (ТЦ «Глобус») и маленькая «BOOK`ля» в Бердске.
Планы по открытиям: маленьких магазинов (в том числе специализированных) делать больше не планируем (велика доля побочных расходов), магазины от 300 м2 до 1000 м2 открывать будем – и в Новосибирске, и вокруг.
Экономика: магазины, отработавшие больше года, выходят на собственную безубыточность. С апреля по июль они сосут лапу и сидят в долгах, а августе/сентябре и декабре из этих долгов выходят и дают немножко инвестиций на новые объекты. Правда, чтобы этого добиться в ноль, пришлось перевозить на новое место три магазина из пяти: либо есть сдвижка по аренде, или расстаемся.
Ценообразование: на старте наши цены были реально «хорошо» низкими. Через полгода стало ясно: либо мы их частично повышаем и теряем часть покупателей, либо не повышаем и остаемся в благодарной памяти как «очень хорошие магазины, которые, к сожалению, закрылись». Мы выбрали первое. Хотя не без исключений: «BOOK-LOOK» на Студенческой торгует сейчас дешевле всех (в экспериментальном режиме), а разные ценовые акции/скидки мы проводим постоянно. Вопрос №1: у нас сейчас дорого, дешево или нормально?
Ассортимент: не все, что хотели, сумели привезти, но считаю, что ассортимент у нас на данный момент – лучший среди магазинов Новосибирска (Новокузнецка). Вопрос №2: а Вы с этим согласны? И важно ли это для Вас?
Персонал: опять-таки скажу, что, по моему субъективному мнению, у нас лучший персонал среди книжных магазинов. Вопрос №3: а Вы с этим согласны? И важно ли это для Вас?
Атмосфера в магазинах. Это сразу было для меня принципиально важно. Магазин – как место, где не только можно что-то купить, но и провести время. Магазин, в который ходить интересно. Магазин как культурный центр. Как зоопарк, как Оперный театр, как клуб. Место, где собираются люди. Вопрос №4: Как у нас получилось? И важно ли это для Вас?
За каждым вопросом, каждым абзацем скрывается отдельная тема для разговора, для статьи. Продолжение будет. Мне можно отвечать: а) здесь, б) напрямую: papamisha68@ya.ru
Основная идея – делать полезные и интересные книжные магазины – остается. Либо эта идея даст через несколько лет очень хороший результат, либо меня вынесут вместе с ней. Но в последнем случае я найду, кого прихватить с собой :-)

Комментариев нет: